МЕДИАЦИЯ (от лат. mediare - посредничать) - это способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора.
Медиация основывается на принципах:
- добровольности;
- независимости и беспристрастности посредника;
- сотрудничества и равноправия сторон;
- конфиденциальности.
Медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях бе3 проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как:
- коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные),
- отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и
- наказание или угроза наказанием - деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.
ЗАЧЕМ НУЖНА МЕДИАЦИЯ?
- Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений.
В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
- Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и "жертва", может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к согласию, которое, скорее всего, будут склонны реализовать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем.
Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешить споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
- Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация - это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Состав Школьной службы медиации
(2024-2025 учебный год)
№ п/п |
ФИО члена службы медиации |
Занимаемая должность |
Статус в ШСМ |
|
Клепикова Г.С. |
Учитель начальных классов |
Руководитель ШСМ |
|
Косакова Е.В. |
Социальный педагог |
Член ШСМ |
|
Купенова Р.С. |
Педагог-психолог |
Педагог-медиатор |
|
Палюрова Т.С. |
Советник директора по воспитанию |
Секретарь ШСМ |
|
Степанова Е.В. |
Учитель коррекционного класса |
Член ШСМ |
|
Турчанинова Т.А. |
Учитель начальных классов |
Член ШСМ |
|
Юртина М.В. |
Заместитель директора по ВР |
Куратор ШСМ |